Понедельник, 08 Марта 21, 03:23
Приветствую Вас, Гость

 

Международные сопоставительные исследования

Международные сопоставительные исследования качества образования были разработаны как инструмент, позволяющий выявить эффективность образовательных систем в разных странах и способствующий принятию решений и проведению реформ на основе полученных результатов.

Международные сопоставительные исследования качества образования проводятся Департаментом по образованию и навыкам Организации Экономического Сотрудничества и Развития OECD (Organisation for Economic Co-operation and Development) и Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement). В исследованиях участвуют более 100 стран и территорий.

Российская Федерация с 90-х годов принимает активное участие в следующих исследованиях: 

PISA – международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment)

TIMSS – международное мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования (Trends in Mathematics and Science Study)

PIRLS – международное исследование качества чтения и понимания текста (Progress in International Reading Literacy Study)

TALIS – Международное исследование учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения (Teaching and Learning International Survey)

PIAAC – международное исследование компетенций взрослого населения (The Programme for the International Assessment of Adult Competencies)

Международные сопоставительные исследования получили активное развитие в нашей стране и, наряду с Государственной итоговой аттестацией, Всероссийскими проверочными работами и Национальными исследованиями качества образования формируют Единую систему оценки качества образования (ЕСОКО) в Российской Федерации.

Результаты Российской Федерации сопоставимы со средними данными по странам ОЭСР, а в отдельных исследованиях превосходят их. Так, в 2015 году российские четвероклассники и восьмиклассники вошли в семёрку лучших стран в международном мониторинговом исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS) среди почти пятидесяти стран-участниц. А в 2016 году российские четвероклассники заняли первое место в международном исследовании качества чтения и понимания текста (PIRLS) среди пятидесяти стран-участниц.

Федеральный институт оценки качества образования при поддержке Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) проводит международные конференции, посвящённые вопросам современного образования, на которых ведущие международные эксперты делятся опытом в сфере оценки качества образования. В последние годы на конференциях в качестве спикеров выступали Андреас Шляйхер – руководитель Департамента по образованию и навыкам ОЭСР, Аннэ-Берит Кавли – председатель IEA и Дирк Хастедт - исполнительный директор IEA.

В Российской Федерации международные сопоставительные исследования качества образования проводит Центр национальных и международных исследований качества образования Федерального института оценки качества образования.

Составляющие функциональной грамотности

1. Читательская грамотность Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

2. Естественно-научная грамотность Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

3. Математическая грамотность Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

4. Финансовая грамотность

5. Креативное мышление

6. Глобальные компетенции Читательская грамотность Оцените данные графиков, сравнивающих результаты исследований PISA разных лет по читательской грамотности, и проведите эксперимент!

Приемы и методы формирования критического мышления

В 2018 году появились тексты в формате «переговоры» и «рассуждение». В том же году результаты читательской грамотности в ситуации делового общения были самыми низкими. Еще один новый формат, который был введен только в 2018 году, — множественное общение. Обратите внимание на три последние позиции: «просмотр и поиск», «поиск и выбор», «оценка качества и надежности». Несмотря на то, что современные школьники живут в цифровую эпоху, показатели у этих позиций совсем невысокие.

Эксперимент № 1 В августе будут проходить встречи с учениками и родителями. Ознакомьтесь с результатами, которые оценивают читательские умения учеников, и подготовьте короткое (3-5 минут) мотивирующее выступление — разное для каждой аудитории — перед коллегами, самими учениками и родителями ребят. Предоставьте возможность тем, кто будет вас слушать, самостоятельно оценить результаты. И, конечно, помните про мотивацию — вы должны настроить аудиторию! Не забывайте о том, что не все родители, как и сами дети, в курсе исследований, поэтому наверняка нужно будет подготовиться к тому, чтобы рассказать им об этом подробнее.

Эксперимент № 2 Протестируйте себя, а затем — своих учеников. Опыт читательской грамотности Рассмотрите диаграмму со списком городов. Основываясь на данных диаграммы, запишите примеры двух городов, в которых больший процент жителей имеют возможности для раздельного сбора мусора, чем в Первоуральске. Помните о том, как важно верно истолковать смысл задания и обратить внимание на нюансы. Здесь, например, есть важное уточнение: нас просят записать примеры двух городов. Значит, одного будет недостаточно, а перечислять больше будет излишне.

Опыт креативного мышления

1. Парта будущего Парты есть в каждой школе. Но они не всегда были такими. И, конечно, будут еще меняться. Как вы думаете, какой может стать школьная парта в будущем? Как можно усовершенствовать парту, чтобы появились новые функции, дополнительные возможности ее использования? Проявите свое воображение. Желаем удачи! Предложите три различных изменения, при помощи которых можно было бы усовершенствовать школьную парту и расширить возможности ее использования в учебных целях. Основное назначение парты как рабочего места ученика должно быть сохранено.

Запишите свои предложения. Усовершенствование 1: __________ Усовершенствование 2: __________ Усовершенствование 3: __________ Выберите среди своих усовершенствований самое полезное, интересное и оригинальное. Оно должно сохранять основное назначение парты как рабочего места ученика, но расширить возможности использования парты в процессе учения. Вы можете предложить и новую, 4-ю идею.  В таких заданиях критерии правильно/неправильно очень эфемерны: можно дать верный ответ, но не прокомментировать его — в таком случае высший балл ожидать не стоит. Не растолковывайте детям задания: пусть ученики поймут, как важно читать инструкцию. Если они решили преобразить парту, скажем, в качели — пусть это будет опытом их читательской грамотности. Дети сами должны увидеть, как важно правильно понимать смысл задания и внимательно прочитывать тексты.

2. Сценарий. Сюжет Измените сценарий каким-либо образом: новый персонаж голос за кадром обстановка и др. Один из учеников высказал мнение, что Пушкин завершил свой роман «Евгений Онегин», чтобы не было дуэли. Ведь на момент написания поэт дал обещание, что не будет больше участвовать в них участвовать. Кто знает, так ли это на самом деле? С этой версией можно не согласиться, но главное — это проявление креатива, творчества! Опыт глобальных компетенций Наличие опыта глобальных компетенций предполагает, что ученик сможет эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях: заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития; управление поведением; открытость новому; эмоциональное восприятие нового. Предметные знания не помогут решить, например, такую задачу: Новенькая В класс пришла новая девочка Наташа. На перемене она пошла вместе с классом в столовую, съела свой завтрак и попросила ещё одну порцию. Затем она достала принесённые из дома конфеты и съела несколько штук. Одноклассница Наташи Полина подумала, что новенькая не следит за своим питанием и может набрать лишний вес. Задания Какое предположение о здоровье Наташи может сделать её одноклассница Полина, основываясь на том, что она увидела в столовой? Запишите свой ответ. Объясните, почему предположение Полины о здоровье Наташи может быть неверным. Запишите свой ответ. Опыт функциональной грамотности на уроке Читательская грамотность, креативное мышление, глобальные компетенции важны абсолютно всем. И на уроке может быть 5-минутный перерыв для таких нестандартных заданий. Разумеется, не в ущерб важным предметным задачам. Попробуйте наладить взаимодействие с учителями других предметов и провести такое интегрированное занятие.
 

Открытые задания PISA

Ниже представлены открытые задания исследования PISA.

Нажмите на название задания, чтобы открыть его.

Онлайн-задания по естествознанию:

·         МИГРАЦИЯ ПТИЦ

·         БЕГ В ЖАРКУЮ ПОГОДУ

·         ИССЛЕДОВАНИЕ СКЛОНОВ ДОЛИНЫ

·         МЕТЕОРОИДЫ И КРАТЕРЫ

·         РАЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВЕДЕНИЕ РЫБ

Онлайн-задания по читательской грамотности:

·         КУРИНЫЙ ФОРУМ

·         РАПАНУИ

·         КОРОВЬЕ МОЛОКО

·         ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Результаты МБОУ Аэропортовской СОШ за 2019-2020 учебный год:

Читательская грамотность 6 класс

Естественно-научная грамотность 8 класс

Аналитическая справка по результатам ВПР

Рабочие программы по функциональной грамотности:

Математическая грамотность 5 класс

Читательская грамотность 6 класс

Естественнонаучная грамотность 7 класс

Естественнонаучная грамотность 8 класс

Финансовая грамотность 9 класс

Работа с текстом 2 класс

Работа с текстом 3 класс

Работа с текстом 4 класс

Работа с текстом 8 класс

Работа с текстом 9 класс

Результаты мониторинга УУД за 2019-2020 учебный год.

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

 

Инструкции (памятки) для обучающихся:

Ю.Л. Троицкий «Школа понимания: инструменты для гуманитарного исследования»Ю.Л. Троицкий «Школа понимания: инструменты для гуманитарного исследования»

Как читать стихотворение?

Как читать летопись и хронику?

Как читать записки иностранцев?

Как читать личные дневники?

Как понимать фотографию?

Как  понимать  плакат?

Как понимать книжную миниатюру?

Как понимать живопись?

Как понимать документальное кино?

Как понимать гербы?

Методические разработки по читательской грамотности

Задания к рассказу "Белогрудка" В. П. Астафьева

Задания к рассказу "Гуси в полынье" В. П. Астафьева

Технологическая карта урока по произведению В. П. Астафьева "Деревья расту для всех"

Реформа Столыпина

Тридцатилетняя война

Причины революции в Англии